-


 
 

НОВОСТИ 03.04.2003

"Манчестер Юнайтед" - финансовый чемпион мира на протяжении шестого года кряду.

 

Финансисты "Манчестер Юнайтед" по-прежнему знакомы с расхожим в современном футболе словосочетанием "экономический кризис" сугубо теоретически. На этой неделе были обнародованы данные о доходах и расходах клуба во второй половине 2002 года, не оставляющие сомнений в том, что манкунианцы останутся самым богатым футбольным, да и вообще спортивным клубом в мире на протяжении вот уже шестого года подряд.

На фоне существенных экономических затруднений других европейских клубов и даже представителей относительно благополучной в этом смысле Англии ("Лидс" в эти же дни отрапортовал об убытках в 27,5 миллионов долларов за полгода, "Челси" -- "в минусе" на 18 миллионов), финансовые сводки с "Олд Траффорд" выглядят вызывающе радужными. Доход "МЮ" за период с июля по декабрь 2002 года включительно составил 148,2 миллиона долларов, из которых 49,8 миллионов -- чистая прибыль. Даже в год, который в историю футбола войдет как экономически провальный, манкунианцам удалось улучшить свои и без того необыкновенные показатели на 13 процентов.

Формула финансового преуспевания "Манчестер Юнайтед" -- это идеальная комбинация спортивных побед, рациональных расходов и образцового, просто-таки хрестоматийного маркетинга. В частности, манчестерцы расширили свой и без того крупнейший в стране стадион "Олд Траффорд" с 55 до 67,4 тысячи мест. И билетов в "Theater of Dream", как называют эту арену в Англии, все равно не достать, при всей их дороговизне (35-70 долларов, если не учитывать места "бизнес-класса"). Сборы с каждого домашнего матча, даже против непритязательных соперников калибра "Вест Бромвича", приносят доход в 2,4 миллиона долларов. А наличие на "Олд Траффорде" популярного ресторана Red Cafe и "МЮ"-мегастора и вовсе превращает эту арену в клондайк, поле чудес, главный футбольный эмират.
Другим стратегическим направлением деятельности бизнес-команды Питера Кеньона, который перешел на пост генерального директора клуба из спортивной мануфактуры "Умбро", стало глобальное продвижение "Манчестер Юнайтед" как бренда (посредством тех же спортивных успехов, промо-туров и умнейшего PR) и активная работа на рынках Европы, Азии, Америки и даже Африки. Позаимствованная в шоу-бизнесе метода раскрутки "Юнайтед" сильно отдает Голливудом и Pepsi; этот клуб, как никакой другой, обладает технологией вербовки поклонников и последующего превращения их в прямых или косвенных потребителей клубной продукции. Симпатизантам "красных дьяволов", неспособным в силу географической удаленности оставлять деньги на "Олд Траффорд", предоставляется возможность выкладывать по 70 долларов за футболки с "семеркой" и надписью Beckham на спине, подписываться на клубный телеканал и покупать прочую манчестерскую атрибутику вплоть до коврика в ванную комнату. При этом в Юго-Восточной Азии манчестерский суперклуб зарабатывает даже на гамбургерах: там набирает обороты сеть закусочных Man U.
Еще один элемент финансового преуспевания "МЮ" -- это самый большой в футболе пакет спонсорских соглашений: Vodafone, Nike, Pepsi, Budweiser, Lycos и Ladbrokes. "Клуб на хорошем счету у спонсоров и инвесторов, -- утверждает Питер Кеньон. -- Те, кто "ставит на красное", могут не сомневаться в эффективности своих вложений". Заметьте, все это -- без упоминания существенно возросших телевизионных доходов: возросли они у всех.
При этом "МЮ" традиционно отличается замечательно рациональной, даже жесткой политикой в отношении расходов. "Юнайтед" до последнего торгуется за каждого форлана и продает стамов с коулами еще до того, как те превращаются в неликвид. "В "МЮ" работают жмоты", -- бросил как-то, в пору расцвета "золотой лихорадки" в Италии, Габриэль Батистута, не сумевший договориться с манкунианцами о сумме личного контракта. "Мы никогда не тратим денег, которых не зарабатываем", -- таким образом выразил эту же мысль финансовый гений "МЮ" Питер Кеньон. Что ж, это еще мягко сказано: уровень зарплат в "Юнайтед" в 2002 году остался на уровне 43 процентов от клубных доходов. Это -- самый скромный показатель среди всех европейских топ-клубов, во иных из которых зарплаты зашкаливают за критическую отметку в 70-90 процентов от всех зарабатываемых денег.
При этом за два последних года "МЮ" вышел на такой уровень финансовой мощи, который позволяет клубу оставаться безоговорочно прибыльным даже при покупках футболистов за 47 миллионов долларов (столько стоил летний трансфер Рио Фердинанда из "Лидса"). Впрочем, в своем вчерашнем заявлении Питер Кеньон назвал такие трансферы "делом прошлым": "Приобретение Фердинанда было правильным решением, поскольку это звезда, которая будет сиять еще многие годы. Однако тот порядок трансферных сумм, какой был достигнут в контрактах Фердинанда, Верона и ван Нистелроя -- дело прошлое. Он неадекватен нынешнему состоянию рынка, сейчас можно укрепляться классными игроками дешевле".
"Манчестер Юнайтед" сегодня -- живой учебник, образец ведения футбольного бизнеса. Он же -- явная угроза конкуренции в английском футболе в ближайшей перспективе. Турнирная таблица, по счастью, не всегда адекватна финансовой, что доказывает пример того же лондонского "Арсенала", оперирующего значительно меньшими суммами, нежели "МЮ"; успех трудно купить за деньги. Но достичь его без денег нынче решительно невозможно: проблемным "Челси" и "Лидсу" в обозримом будущем с "красными дьяволами" не состязаться. По самым последним данным английской прессы, на мази сделка "Юнайтед" с "Блэкберном" о приобретении Дэмьена Даффа за 16 миллионов долларов. По ним же, Арсену Венгеру, тренеру "Арсенала", все свободные и позаимствованные средства пустившего на строительство нового стадиона, на всю трансферную кампанию по ходу двух ближайших лет будет выделено меньше."

Источник: Спорт Сегодня